Eifman Ballet
DIANA VISHNEVA: ON THE EDGE
LES BALLET DE MONTE-CARLO
Kings of the Dance Tickets
POLINA SEMIONOVA & FRIENDS
SOLO FOR TWO: NATALIA OSIPOVA & IVAN VASILIEV
MIKHAILOVSKY BALLET
MARIINSKY BALLET

Reviews » Kings of the Dance. Opus 3

Слет королей
Author: Игорь СТУПНИКОВ
Date: October 13, 2011
Publisher: С.-Петербургские ведомости

В течение двух вечеров сцена Михайловского театра была отдана во власть «Королей танца». Наша газета не раз писала об этом проекте, замысел которого принадлежит продюсеру Сергею Даниляну, который решил показать миру выдающихся танцовщиков современности, объединив их в одной программе. Нынче это третий «слет королей», названный Opus 3, в состав которого вошли россияне Иван Васильев, Леонид Сарафанов, Денис Матвиенко, канадец Гийом Котэ, Марсело Гомес из Американского театра балета и англичанин Дэвид Холберг, недавно ставший солистом Большого театра России. Каждый из них – яркая индивидуальность.

Спектакль выстроен по принципу музыкального произведения: у него есть увертюра и финал, центральная часть отдана сольным «ариям королей», где каждый демонстрирует свое мастерство. Представление открывается «квинтетом» участников – «Влюбленные в джаз» в хореографии Мауро Бигонцетти. Я бы дал этому опусу подзаголовок «Мальчишки с нашей улицы» – так шаловливы, дерзки и бесшабашны все персонажи. В образе подвижного как ртуть юнца предстает Иван Васильев, задумчивого лирика – Дэвид Холберг, изображает из себя непобедимого мачо герой Дениса Матвиенко, крылатую птицу-орлана – персонаж Гийома Котэ, а Марсело Гомес играет заядлого сердцееда, наверняка покорившего всех девчонок с нашей улицы.

Сольные номера отличаются разнообразием хореографических почерков балетмейстеров. Не все они равноценны. Начо Дуато, который уже стал «своим» в Михайловском театре, сочинил для Дэвида Холберга экзотическую миниатюру «Кабуриас». Японский мелос танца, черное суровое одеяние героя-самурая увлекали непредсказуемостью, опасность ежеминутно подстерегала юношу, готового и к нападению, и к защите.

В полумрак застенка погружен герой Дениса Матвиенко – «Виновен» на музыку Шопена в хореографии Эдварда Клюга. Танцовщик передал душевную боль узника, его раздумья, раскаяние и тревожное ожидание расплаты.

В хореографической поэме «Лабиринт одиночества» на музыку Томазо Витали (постановка Патрика де Бана) Иван Васильев создал образ Орфея, оплакивающего навсегда утраченную Эвридику. Прыжки, напоминающие стрелы, выпущенные из лука, тело в ослепительных по темпу турах словно вычерчивало в воздухе замысловатые иероглифы. Каскады виртуозных блоков вызывали бурю аплодисментов.

Многоликим Протеем предстал Марсело Гомес в миниатюре Йорма Эло «Я все еще король» на музыку Гайдна. С подлинным мастерством лицедея танцовщик создал целую галерею образов, чредой проходящих перед зрителями, – галантного кавалера, статного повелителя, наивного слепца... Тема миниатюры, навеянная хореографическим шедевром Леонида Якобсона «Вестрис», обрела новую жизнь.

Финал представления – «Нокаут» – стал действительно эмоциональным нокаутом для публики, когда все «короли», одетые в балетную униформу, исполнили торжественные «аккорды» хореографической композиции Марсело Гомеса на музыку Гийома Котэ. В дружеском состязании каждый исполнитель стремился продемонстрировать виртуозную технику и темперамент. В финале они подошли к рампе, продемонстрировав братство мастеров танца.

Каждый проект, каким бы замечательным он ни был, со временем теряет остроту новизны. Может быть, талантливому Сергею Даниляну стоит задуматься над новым детищем – «Королевы танца»? Ведь балерины, эти королевы царства Терпсихоры, ничем не уступают королям танца.